
У же второй раз за этот год музыканты, имеющие отношение к року, джазу и world music, но довольно далекие от классики, играют в академическом зале. В первый раз это случилось сразу после Рождества, когда группа «АукцЫон» во главе с Леонидом Федоровым и контрабасист Владимир Волков вышли на сцену Концертного зала Чайковского вместе с академическим ансамблем Opus Posth. Акция «Воскресный концерт», которая состоится 18 апреля в Международном доме музыки, во многом на январское мероприятие похожа: декларирован синтез различных музыкальных направлений, в качестве основных участников выступают те же Федоров и Волков. Разве что приурочена она теперь уже к Пасхе.
По большому счету, и создатель хора «Сирин» Андрей Котов, возрождающий древнерусскую школу хорового пения, и Сергей Старостин, собирающий и исполняющий русский песенный фольклор, и «Волковтрио», в авант-джазовых композициях которого то и дело проскакивают этнические мотивы, и Леонид Федоров, лихо перепевающий народную лирику в совместном с Котовым и Старостиным проекте, – все выступающие на этом концерте музыканты занимаются одним делом. Назвать его «осовремениванием» фольклорных гармоний и напевов было бы некорректно – те формы, в которые музыканты вкладывают аутентичную культуру, как будто возвращают традиции ее изначальное содержание, исходный месседж. Проговариваемый-пропеваемый Старостиным заговор на сохранение скота в окружении ревущей гитары Святослава Курашова и ухающего контрабаса Волкова становится по-настоящему мистическим и таинственным – поневоле поверишь в его магическую силу. Противопоставление традиции и авангарда работает, но как-то странно: музыканты смешивают одно с другим так живо и осмысленно, что фольклорные произведения становятся передним краем современной независимой музыки.
Так что перемещение самых любопытных русских этно-проектов из подпольно-клубной среды в официально-академическую – явление вполне закономерное: кому, как не им, по-настоящему актуализирующим традиционную культуру, выступать на таких сценах?
Московский международный дом музыки, 18 апреля
№115, 12.4.2004