Прошедшая неделя была буквально подарком для сторонников питерской школы рок-музыки. Начавшись в понедельник с 10-летнего юбилея группы Чиж и Ко в весьма непривычном для них зале «России» и завершившись премьерами песен Аквариума воскресным вечером в «16 тоннах», она смогла порадовать поклонников и других, не менее популярных коллективов, представляющих северную столицу: Ю-Питера, Biily's Band, Tequilajazzz, Пикника и, конечно же, АукцЫона, на чье выступление во МХАТе им. Горького мне и довелось попасть в минувший четверг.
Надо сказать, что никакой цели, кроме как насладиться, в очередной раз, шикарным голосом и любимыми песнями Лени Федорова и неповторимыми стихами и танцами Олега Гаркуши, у меня при входе в зал не было. Нет, все это, конечно, было! Но почему-то, как мне показалось, атмосфера этого концерта разительно отличалась от той, что я ощущала на предыдущем выступлении группы в этом же зале: казалось, было больше импровизации (которой, в общем-то, у АукцЫона всегда предостаточно!), актерской игры, непосредственности, что ли. Во всем чувствовалась какая-то необыкновенная легкость, приподнятость, настоящая «праздничность»! И настоящим сюрпризом стало появление на сцене давнего участника группы, больше известного многим в качестве солиста группы Форум, Сергея Рогожина, как всегда, великолепного и ослепительного. Честно говоря, я о нем не слышала уже лет шесть или семь и была приятно поражена как его цветущим обликом (вьющиеся до плеч черные волосы, белая кофта, скинутая после первой песни, открыла загорелый мощный торс, мачо, одним словом!), так и его замечательно чистым и сильным голосом, какой не часто сейчас можно услышать на нашей нынешней эстраде. Исполнив а-капелла немного символичную в этой ситуации «Вернись в Сорренто», далее, уже в сопровождении группы и вместе с Леней, он спел «Чудный вечер» и специально написанную когда-то для него «Женщину». Эх, как же интригующе прозвучало: «Все говорят, я крутой, что я ужасно заводной: Мой инструмент, как штык прямой. Он постоянно под рукой Взгляни, какой!». Впрочем, речь шла о гобое…
Ближе к окончанию концерта я уже понимала, что просто так уйти я не смогу, поэтому и не отказала себе в удовольствии пообщаться с музыкантами еще немного за кулисами. К сожалению, времени на это у них было не очень много, и долгой беседы не получилось:
Олег, наверное, тебе сцена МХАТа немного ближе, чем всем остальным участникам группы? Насколько я знаю, ты теперь еще выступаешь и как театральный актер?
Гаркуша: Скажу буквально пару слов: Театр на Литейном, спектакль «История одного убийства» по произведениям писателя Фридриха Дюрренмата, я играю роль слуги, которого зовут Арчибальд. На самом деле, все получилось довольно спонтанно, но мне очень интересно, потому что это совершенно разные вещи выходить на сцену в спектакле или на концерте. В спектакле меня принимают очень хорошо, и народ, как ни странно, ходит это очень положительный факт! (улыбается)
А что касается сегодняшнего концерта на сцене МХАТа, то мне лично абсолютно все равно, где выступать! Мне главное, чтобы люди воспринимали, а люди нас везде принимают замечательно!
Мне показалось, что сегодня у вас концерт получился каким-то особенно «праздничным», с чем это связано?
Гаркуша: Ну, просто летом все, кроме меня отдыхали, а когда редко играешь и потом наконец-то встречаешься, то происходит настоящий душевный подъем! В принципе, у нас через один такие «праздничные» концерты получаются…
Эта неделя в Москве своеобразный праздник рок-н-ролла из Санкт-Петербурга. Это что, дальнейшее сближение двух столиц, обмен опытом?
Федоров: Да нет, никакого сближения не происходит это бред! Питер сейчас стал таким довольно провинциальным городом, намного провинциальнее, чем был раньше, на мой взгляд. Он беднее и поспокойнее, чем Москва, раз в десять! Москва стала совсем богатая, жирная и недоступная! Если раньше разницу я не особо замечал, то сейчас это очень заметно, конечно. Я думаю, что никогда не будет особого сближения, теперь уже точно долго! И переноса столицы в Питер, про который одно время твердили, никогда не будет, я уверен! Это вообще бред! Людям же пофиг, где столица, на самом деле, главное где деньги лежат, а они лежат здесь, поэтому зачем нужно делать что-то в Питере? Так, разве что приехать туда отдохнуть на выходные… (улыбается) Там «дома пониже, и дым пожиже», как говорится. Это касается не только быта, а всей происходящей жизни, и культуры, в том числе. Москва сейчас одна из самых крутых культурных столиц мира, я считаю. Далеко не в каждом европейском городе происходит столько же культурных событий, как сейчас в Москве.
Ага, и выступают здесь, в основном, музыканты из других городов! Неужели рок-н-ролл в Москве кончился?
Федоров: Ну, в Москве их никогда и не было особо, по моему мнению.
А как же Машина времени, Гарик, Ва-Банкъ и т.д.?
Федоров: Ну, я не считаю их чем-то выдающимся, если честно. Исключение, пожалуй, лишь Мамонов. Я не могу назвать ни одной московской группы, кроме Мамонова, которая бы представляла из себя что-то особенное. Машина была просто более раскрученной, но она была ни фига не сильнее других. В то время была масса офигительных групп я уж всех и не вспомню, потому что они так никуда и не пробились, в итоге. Я помню, была такая куча хороших коллективов, со всего Союза тогдашнего, просто потрясающих на тот момент! Да, в принципе, и сейчас такая же ситуация может, Москва просто такой город, не особо музыкальный? В Москве был какой-то период кайфовый, когда было много мощных команд тот же Николай Коперник, например, Звуки Му, Вежливый отказ. Они, собственно, и остались, Вежливый отказ до сих пор играют кайфово! Но нет какого-то драйва, «отвяза» что ли… Как-то все более «припопсованно». Мне, например, не интересны ни Гарик Сукачев, ни Ва-Банкъ это музыка, на мой взгляд, абсолютно банальная. Если уж говорить о Гарике, то Ленинград по сравнению с ним просто на космической высоте. В принципе, то же самое, но люди играют совершенно на другом уровне, ментальном, я бы даже сказал. Я прекрасно помню Бригаду С все равно это все было такое, смешное… Нет, тут все-таки другой именно ментальный уровень, в Москве. Тут есть какие-то более интеллектуальные вещи, те же Мамонов или Николай Коперник такие, более эстетские. А такого, более конкретного, настоящего «животного» драйва я ни одной команды вообще не слышал! Того, что называется собственно «рок-н-роллом», в Москве нет, и не было!
Гаркуша: А я вот думаю, что рок-н-ролл есть везде! Просто в Москве он более коммерциализированный (старательно выговаривает), хотя есть и настоящие андеграундные группы, как, например, Х.З.. Ну, а Петя Мамонов это просто человек-андеграунд!
Ну, с вашим отношением к московской рок-музыке теперь все понятно, но ведь АукцЫон стоит несколько обособленно и от всей питерской рок-тусовки?
Федоров: Ну, я не знаю. Я особо как-то и не стремлюсь становится с кем-то в ряд, ну, и, наверное, просто так вышло…
Гаркуша: Возможно, так происходит потому, что наша группа всегда отличалась своей непредсказуемостью какой-то, «дурацкостью»… например, сделать «финт» какой-нибудь, чтобы все ахнули! У нас все не так, как у людей! Многие к выступлениям или к выпуску альбома долго готовятся, определяют число презентации, собирают пресс-конференции… А тут что? Ну, дадим интервью и никаких тебе пресс-конференций, как по правилам положено, ни «банкетов-фуршетов», кучи телекамер… Ну, бутылек принесли какой-то и все! Потому что, по большому счету, группе АукцЫон это на фиг не нужно! Самое главное, что Ленька сочиняет, жив-здоров вот и все! Вот и сегодня все было совершенно спонтанно участие Толи Герасимова, выступление Сережи Рогожина… Его появления здесь мы даже и не ожидали! Ты лучше с ним на эту тему поговори, а то нам бежать пора, машина ждет!
В итоге, опять же спонтанно, финал разговора у нас получился уже с Сергеем.
Рогожин: Я выступал с группой сегодня второй раз после большого 15-летнего перерыва, а первый раз это случилось в Питере в конце зимы на 20-летии АукцЫона в «Юбилейном». Там был большой концерт, и у меня был блок обширнее, чем сегодня, да и времени, конечно, было побольше на репетицию, потому что сегодняшний мой выход, на самом деле, абсолютная случайность я сейчас оказался в Москве проездом из заграницы. А еще перед отъездом туда мне позвонили с «Нашего радио» и спрашивали об интервью. Ну, я сказал, что на обратной дороге буду в Москве какое-то время, потому что меня пригласили поучаствовать в «Фабрике звезд», и тогда меня можно будет как-то выловить. А они спросили, буду ли я 14-го еще в Москве и сообщили о предстоящем в этот день концерте АукцЫона. Тогда я попросил их связаться с группой, потому что у меня не было записной книжки с телефонами ребят, и передать им, что я с удовольствием приду и выступлю вместе с ними. Вот, собственно, и все!
А не испытываете Вы ностальгии по старым «рок-н-ролльным» временам?
Рогожин: Да нет, мне хватает: прибежал, оторвался и дальше! (улыбается)
Вас очень мало слышно в последнее время. Чем вы заняты сейчас, поете по-прежнему?
Рогожин: Конечно, петь я не переставал, ни в коем случае! У меня довольно много гастролей, слава Богу я пою и здесь, и за рубежом мне хватает. Но политика тех людей, которые сейчас делают телевизионный эфир, видимо, не совпадает по формату с моим форматом… Я не понимаю, честно говоря! Впрочем, я и не рвусь особенно куда приглашают, там я и появляюсь. Ну, а если меня игнорируют, то и я их игнорирую…
Ну, не очень-то игнорируют видите, на «Фабрику» даже пригласили… А это сейчас именно то, что наиболее заслуживает внимания, по мнению телевизионного начальства.
Рогожин: Привлекает внимание только то, на чем можно заработать деньги! Боюсь, что сейчас все подходят к любому проекту только с этой точки зрения, а все остальное не интересует никого! Если это проект, который приносит деньги, то его будут делать, а если не приносит, то никто этим не станет заниматься, вот и все!
А разве Вы ушли из рок-н-ролла не по причине денег?
Рогожин: Абсолютно честно скажу, что нет! Дело в том, что рок-н-ролл это не только музыкальный стиль, но и стиль жизни, а это не мой стиль я другой человек! Я поиграл в это с большим удовольствием, мне было очень интересно, мы были вместе с АукцЫоном почти три года… Все замечательно, все чудесно, но не мое! Надо было посмотреть на себя в зеркало, посмотреть себе честно в глаза и ответить себе честно на этот вопрос это не твой стиль, вот и все! Я певец, профессиональный певец, и могу петь в любом стиле от джаза до песен фламандских кормилиц все, что угодно! Самое главное, что это должно быть искренне. Я сейчас пою в разных стилях: как танцевальную музыку, так и романсы, и классику у меня вот недавно в Питере был концерт с симфоническим оркестром из шестидесяти человек. Я профессиональный певец, я делаю то, что мне интересно на данный момент! Вот нравится что-то, я это и делаю, а не нравится и не делаю… Может, поэтому я и неугоден сейчас на телевидении, потому что я не думаю, будет моя песня шлягером или не будет я работаю в свое удовольствие!
С этими словами довольный собой и своим выступлением заслуженный артист России Сергей Рогожин побежал догонять своих бывших коллег, а мне лишь осталось пожалеть, что подобных профессионалов на нынешней сцене (как рок-, так и поп-) остается все меньше и меньше…
20.10.2004